История якутского битмейкинга

История якутского битмейкинга

Интервью Кокраша с битмейкерами Республики Саха (Якутия)

Битмейкинг – в переводе с английского «beat» — удар, «making» — создание, то есть создание битов. Данный вид написания музыки зародился в Соединённых Штатах Америки конца 70-х, начала 80-х годов. Подробно об этом и вообще об истории ди-джеинга можно прочитать на сайте «Википедия» или прогуглить.

В Якутске битмейкинг как таковой появился 20 лет спустя – в начале нулевых, с появлением у тогдашней молодежи персональных компьютеров и необходимого музыкального софта в виде «Fruity Loops 3.56» и «Cool Edit Pro». Хотя были и феномены, умудрявшиеся записывать и сводить трэки на самой первой версии «Cool Edit».

Первыми битмейкерами, официально признанными якутскими улицами, считаются MJ с Nasid`ом, которые в 2000 году создали группу «Urban Rhyme» и начали создавать рэп-аранжировки при помощи вышеперечисленных программ. Они первыми стали сэмплировать, то есть вырезать куски из джазовых композиций и добавлять туда свои ударные, бас и другие инструменты.

Также одним из первых считается Сталки Сталк, который раздобыл «Фрути Лупс» с «Кул Эдитом», только не последних, а более ранних версий, где не было многих удобных функций, и ему приходилось делать биты и сводить трэки совсем по другой схеме, нежели «UR». К примеру, на «Фрутике», при заданной скорости 130bpm, расставлял ударные на большем расстоянии друг от друга и для одного лупа использовал не один, а целых три паттерна, все это для того, чтобы добиться скорости 90bpm. Касаемо записи, то на первом «Кул Эдите» не было мультитрэкера, там была только одна дорожка, и запись проходила таким образом: «В Винампе» включался минус, на «Кул Эдите» нажималась кнопка «Rec» и методом проб и ошибок в инструментал вставлялись голосовые партии. Так ребята из группы «Чистый Бит» записали свой первый альбом «Город в тумане».

Копнуть глубже, в 90-е.
Да, рэп в Якутии существовал и в 90-х годах, в доказательство этому вспомним первый рэп-фестиваль «Рэп – право на жизнь», который проходил 8 февраля 1998 года в спорткомплексе «50 лет победы», где было заявлено порядка 10 участников, как команд, так и сольных исполнителей. Только в большинстве своем они выступали либо под чужие минуса с инструментальных рэп-сборников «Рэп-Мастер» и «Rap Beat», либо под авторские биты от звукорежиссеров студии «Солли Тутти». И поскольку те звукорежи были далеки от рэпа и хип-хопа в целом, они всего на всего выполняли очередной заказ – писали аранжировки в стиле рэп на привычных им синтезаторах, без использования каких-либо сэмплов и остальных атрибутов битмейкинга. Так что битмейкерами их назвать нельзя.

Копнуть еще глубже, в 80-е.
На сайте «Vk» в обсуждениях группы клана «Муравейник» по адресу — vk.com/anthill46 есть тема, адресованная участникам группы «Кто для вас является ОЛД СКУЛом в Якутии?», где приняли участие представители старой школы. Из комментариев становится известно, что брэйк-данс в Якутске танцевали и в 1987 году, прямо на площади Орджоникидзе. Там же MJ рассказал, что ему в свое время удалось заценить трэчок тех времен, он говорит, это чистый олдскул а-ля «Run-D.M.C.».

Развитие якутского битмейкинга.
Как многие поняли, битмэйкинг в РС(Я) появился в 2000-х и по сей день живет и развивается в нашей Республике. Сегодня, с появлением скоростного интернета у музыкантов появилась возможность открыть для себя «Cubase», «Reason», «Logic Pro», «Pro Tools», качать плагины весом в несколько десятков, а то и сотен гигабайт, смотреть видеоуроки в режиме онлайн, в общем – развиваться. В то же время некоторые наоборот стремятся приблизиться к корням и делать биты так, как будто на дворе девяностые. Пеньки вторые стоят только в офисах «Альфа Пейджинг», и бельгийскому программисту Дидье Дэмбрен ещё не пришло в голову разработать первую четырехканальную драм-машину «Fruity Loops». Кто-то режет на AKAI MPC, кто-то юзает софт, однако всех нас, битмейкеров, объединяет одно общее дело!

Битмейкеры старой и новой школы рассказали о том, что их вдохновляет на создание музыки и кто что сэмплирует. Чтобы лишних споров не возникало – герои идут не в порядке значимости, либо крутости, а просто в алфавитном порядке.

Bufu:
— Меня вдохновляет творчество зарубежных рэперов, какое оно было в самом начале. А сейчас… Нынешний рэп меня не качает. Сейчас сотрудничаю с лейблом «Hallaan», и у нас большие планы – вот это меня вдохновляет. На данный момент сэмплирую рнб 80-90-х, а так, конечно, резал все подряд. Не хочу называть названия авторов песен, пусть это останется моим секретом.


Funkcuttah:
— Раньше сэмплировал фанк, рнб 75-80-х годов, сейчас – 80-е, и сам наигрываю. В основном работаем с Максом Буфу, пишем ремиксы и минуса под именем «buFUNK».


JT:
— Вдохновение всегда приходит спонтанно, мне интересен сам процесс создания битов. Сейчас я пробую себя в новых для меня жанрах музыки, осваиваю драм-машину и синтезатор, поэтому что делаю – то все сырое. В общем, не могу пока ничем похвастаться, но скоро все будет.


Mental Pabulum:
— Вдохновением для творчества чаще всего служит хорошее настроение, сильные эмоциональные переживания, когда взрывает изнутри! Вдохновляет еще и то, когда ты делаешь что-то новое, необычное, непривычное для себя, вдохновляет чужое творчество, вдохновляют люди (смеется). Творческий человек подобен сейсмографу, может среагировать от малейшего колебания. А сэмплирую я в основном такие жанры, как соул, джаз, фанк и ритм энд блюз. В принципе, из любого отрывка можно сделать качевый бит, надо лишь умело сделать – грамотно. А из исполнителей люблю слушать Joe Sample, «The Isley Brothers» и так далее.


MJ:
— Вдохновляет жизнь и хорошая музыка. Сэмплирую те трэки, которые нравятся, неважно что это – фанк, джаз, соул, рнб. Кстати, в мае этого года ждите альбом!



Navel:

— Несмотря на то, что я композитор и могу наиграть любую мелодию, интересуюсь сэмплированием, так как американская музыка 70-х годов звучит очень мягко. На VST-плагинах практически невозможно добиться такого же теплого звука. Теплотой звучания и интересен сэмплинг.


Nekz:
— Сначала было по классической схеме: традиционный soul, jazz с 60-х гг., немного funk. Человек меняется, видит вещи немного по-другому, пытаюсь не ограничиваться поджанрами, иногда даже выходить за рамки хип-хопа в целом. Сэмплирую немного рока, фолка, даже российских исполнителей и так далее.


Ohrab:
— Для меня музыка – это и есть вдохновение! Предпочитаю сэмплировать funk, soul и этническую музыку, особенно где звучит многострунный музыкальный инструмент ситар. А исполнители это: «Funkadelic», «Earth, Wind & Fire», James Brown и многие другие.


romann:
— Жажда сделать качёвый бит, чтобы в голове произошел взрыв, потом давать заценивать чувакам, и чтобы с их головами то же самое происходило. Режу любую понравившуюся песню, преимущественно блюз, джаз. Если называть артистов, то их очень много, также сложно выделить кого-то, ну, мне нравится лирика Al Green, Ella Fitzgerald, Blue Note и многое-многое другое.


Либертини:
— Стараюсь вдохновляться всем, что окружает в повседневной жизни, люблю простое открытое общение, а вообще, когда-то давно один очень известный человек сказал, что если ваше творчество оказывает влияние на массы людей, то в таком случае источник вашего вдохновения лучше скрыть. Сэмплирую обычно что-то из старого зарубежного, бывает и наше, но реже, в основном, конечно, это соул и фанк 70-80-х годов. Сейчас участвую в битмэйкерском бэттле от «AKAI MPC WorkShop», дошел до третьего раунда, жду результаты…



Тупая Жизнь:

— Вдохновляет творчество как тех, кто сэмплирует, так и тех, кто сам наигрывает. Если сэмплирую, то русскую поп-музыку периода 1965-1986 годов. По мне, так там есть о-очень крутые сэмплы!

Google+ Linkedin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.