Обратная Сторона
Интервью Кокраша с рэп-группой «Обратная Сторона»
«ОС» – является одной из лучших рэп-групп города Якутска. Первый состав команды: Duni Dankill, Dza-Dze, Nel и Naypos. В 2006-м Nel покинул состав «ОС» и улетел в Москву с другом по имени L`One, где они образовали рэп-группу «Marselle».
Следом ушел Naypos, и в ряды команды вступили новые MC’s: Шуга, Любомир, Тикур и Иосиф. Таким составом они выступили чуть ли не на всех площадках города, отсняли кучу различного видеоматериала, выпустили несколько рэп-сборников и альбомов. Сегодня эту группу знают не только в пределах нашей республики, но в центральных городах России, так как многие участники перебрались на постоянное место жительство в Москву и Санкт-Петербург продолжать движение в хип-хопе. Почти что всех рэп-артистов удалось найти и задать несколько вопросов.
На стыке 2001 и 2002 года я с другом по имени Моф проводил тренировки по брэйк-дансу в 5 школе, танцевали на каждой дискотеке, и однажды во время одного дружеского джема в круг вышел молодой парень, который очень круто показал свой стайл. Тогда я его и запомнил, сейчас его все знают как Dza-Dze.
– Я заметил, что все самые легендарные российские рэперы прежде чем начать читать, танцевали брэйк-данс («Bad balance», «Da 108», «Типичный ритм» и др.). Считаешь ли ты, что брэйкинг является хорошей базой именно для MC?
– Я сам начал знакомство с этой прекрасной культурой как раз с этого направления – брэйк-данс. Не могу сказать, что это единственный путь, по которому должен пройти потенциально успешный MC, но как ты заметил в своем вопросе – база это хорошая. Во-первых, тем, что танец – это прежде всего ритм. А если ты овладел им своим телом, то языком уже будет проще вертеть слова. Я уже не говорю о физической подготовке и воспитании командного духа. Но я прозанимался недолго, рэп забрал меня раньше.
– Как думаешь, «тру» ли это хип-хап, когда популярные сегодня рэперы («Guf», «Ак-47», «ТГК» и др.) читают про не здоровый образ жизни, отрицая при этом главные течения хип-хоп культуры – брэйк-данс и граффити?
– Надо понимать, что в данном случае мы говорим про более коммерческий рэп, то есть, о той музыке, в которой нуждается нынешнее поколение (как бы грустно это не звучало), или, по крайней мере, привыкла к этому. Оно за это исправно платит денежки и получает свой продукт. Тебе не меньше известно Никита, какие сейчас приоритеты у подавляющего процента молодежи. А насчет того, что они отрицают брэйк-данс и граффити мне ничего не известно.
– Ты читал рэп в группе «Обратная сторона» с первых дней создания, почему покинул состав?
– История имеет много сторон. Но это было моим решением, и я считаю его более чем правильным. Меня поймут те, кто когда-нибудь состоял в подобном объединении людей и знает о других гранях этого явления. Единственное, что хочу сказать: я рад тому, что мое детище достигло такого успеха в рэп-культуре Якутии и даже России. Я смело могу говорить так о себе, не говоря уже о Nel’е (Marselle). Но надо идти дальше, чем я и занимаюсь. Но я знаю точно, что «ОС» осталась в надежных руках.
– Почему в официальной группе «Обратной стороны» на сайте vk.com 18 ноября 2011 года вы написали – «Нам сегодня 11 лет!!!!С Днем Рождения!!!»? Хотя 23 февраля 2003 года вы с Данкилом выступали на «Hip-hop life #4» под названием «Гасите свет», а не «ОС». Это какая-то путаница или вы решили показать, что вы олд скульней, чем являетесь?
– Вообще ты прав, «ОС» не 11 лет, – произошла путаница. Но и 2003 год для нас не был первым. Первый шаг к рэпу был сделан в 2001 году, когда я написал мой первый минус и текст. Позже уже встретил Данкила, Нела и мы начали этот путь. Рассею все сомнения и заблуждения насчет возраста группы: «Обратной стороне» 17 ноября 2011 года исполнилось 10 лет.
– Ты уже довольно-таки давно улетел в Питер, расскажи, как там все? Чем занимаешься? Когда выйдет новый альбом и будут ли там совместки с питерскими рэперами?
– Да, теперь я живу в городе моей мечты и очень счастлив, что судьба разделила мои интересы в этом. Я прожил уже год в этом прекрасном месте и все не перестаю им восхищаться. Как и хотел, я занят здесь только творчеством и всем, что оно под собой подразумевает. Занимаюсь тем, что нравится. Это может делать не каждый, причина только в решимости. Однако этот короткий, но смелый шаг делает людей теми, какими они должны быть. Насчет альбома могу сказать, что надеюсь выпустить его в феврале или в марте. По поводу совместных треков, планируются проекты с «Papazz», «Marselle» и даже с одним из легенд «Bad balance», но это пока маленькая тайна.
Летом 2002 года я и мой друг Моф пошли в ларек за соком. В очереди стоял парень в широких штанах как у нас. Поскольку в то время на нашем районе рэперы были редкостью, мы просто не могли с ним не заобщаться. Рэпер представился, как Duni Dankill.
– Ты раньше всех начал читать в «Обратной стороне», что вдохновило тебя на написание первого куплета?
– Меня вдохновляла сама музыка, в принципе я никогда не интересовался музыкой до того, как услышал рэп, и вообще, рэп – это единственная музыка, которая засела в моем сердце и до сих пор занимает там много места.
– Столько лет ты читаешь, почему у тебя до сих пор нет сольного альбома?
– Вот уже 11 лет как читаю рэп. А насчет того, что до сих пор нет сольного альбома, признаюсь, я достаточно ленивый рэпер, то есть, могу один куплет писать целую неделю, а то и больше. Когда прет вдохновение, куплет могу написать и за 15 минут. Но все равно в планах есть сольник, и если все склеится, в этом году я его наконец выпущу.
– Ты несколько лет прожил в СПб, расскажи, почему решил туда уехать и почему вернулся? С кем познакомился, записался и так далее.
– Я пробыл в Петербурге почти 3 года, дело было так: как-то всей группой решили перебраться в Питер, у меня все вышло спонтанно. Просто купил билет, сел на самолет и оказался там. А вернулся, потому что у меня тут родные, близкие, друзья, и здесь мне никогда не было холодно зимой, дома всегда теплее. Познакомился со многими интересными людьми, с некоторыми записал совместные трэки, если в этом году выпущу альбом, как раз там и можно будет услышать фиты с персонажами из питерской тусовки.
– Помню, ты танцевал. В каком году бросил брэйк? И есть ли желание опять начать тренироваться?
– Не скажу, что занимался профессионально, тренировался для себя и недолгое время, поэтому не могу вспомнить когда именно завязал с би-боингом. Сейчас заниматься брейком я даже не думал, спасибо что напомнил, я подумаю.
– Как сейчас смотришь на 4 классических направления хип-хопа: ди-джеинг, рэп, граффити и брэйк-данс?
– Если взять Россию в целом, движение стремительно идет вперед, но и у нас в Республике, мне кажется, рэп, брейк-данс и ди-джеинг (битмэйкинг) вполне на уровне. Что касается граффити, не вижу жизни данного направления в нашем городе. В поле зрения не попадаются забомбленные стены, это скорее всего из-за законов, запрещающих рисовать на стенах города.
В конце 2002 года меня позвали на собрание по поводу очередного рэп-концерта. Ко мне подбежал поздороваться маленький рэперочек. Буквально через полгода он стоял на сцене в составе «ОС» и зачитывал сольный трэк «Весна», а мы с пацанами качали головами под необычно качевый для Якутска бит. На вопрос «кто делал продакшн?» ответ был однозначный – «Nel».
– В каком году начал заниматься битмэйкингом?
– Первый композиторский, если можно это так назвать, опыт случился лет 10 назад. Началось все с экспериментов в программе «Cakewalk». Трудно назвать это музыкой, но какое-то ее подобие я начал делать уже тогда. Наверное, это был все-таки 1999 или 2000 год.
– Чье творчество вдохновляет?
– Вдохновение – очень сильная штука. Обычно оно приходит от общей атмосферы, реже от какого-то элемента отдельно. Чаще всего вдохновляюсь сочетанием музыки, слов, видеоряда и даже качеством сведения и мастеринга. Все это вкупе дает нереальный запал для творчества.
– Что приходилось юзать из железяк и софта?
– Чаще всего использую «Nuendo» или «Cubase», в этих программах собираю микс. Инструменты и голос пишу в «Pro Tools». Если честно, не очень люблю рассуждать на тему софта, потому как очень много разных мнений и разных нюансов относительно программного обеспечения. Советую работать там, где удобно. Железо люблю значительно больше. Постоянно пользуюсь рабочей станцией «Yamaha Motif», это сердце моей студии. Так же помогают мне «Microkorg» и «Akai MPC 2000».
– Какую музыку предпочитаешь сэмплировать?
– Самые интересные сэмплы я нахожу почему-то в рок музыке, хотя назвать себя ее коллекционером не могу. Люблю европейский прог-рок, музыку стран восточной Европы, есть у меня интересная подборка финской музыки, ну и само собой «совок»: все интересное, что вышло на фирме грамзаписи «Мелодия». Не позволяю себе сэмплировать записи оцифрованные не мной, если у меня нет этой пластинки, использовать куски с нее я не буду.
– Расскажи, как трудно было в Якутске достать нужный винил и сграбить его на компьютер.
– В Якутске пластинки я не собирал, сэмплировал мп3 и не парился.
На нашем районе какое-то время тусил Гыча из группы «Чистый бит», он рассказывал, что у него есть младший брат, который профессионально занимается баскетболом, хочет начать читать рэп, и зовут его Naypos.
– Вы с Дза-Дзе и Данкилом были одноклассниками, общение с ними тебя вдохновило на рэп-творчество?
– Общение с ними, а также с моим двоюродным братом Гычей (Чистый бит). В те времена рэп был очень актуальным и многие пробовали себя в нем, не говоря уже о том, что процентов 70-80% ребят в школах одевались в широкую одежду.
– Как известно, ты какое-то время читал в составе группы «Ночная смена». Расскажи об этом поподробнее.
– Да где только не читал. Вообще, первый раз вышел на сцену в 2003 году с группой «Чистый бит» на фестивале «Hip-hop life #4». Мои же одноклассники – Дза-Дзе и Данкил тоже там выступали, и группа у них называлась «Гасите свет». Далее начали общаться с ребятами с «Ночной смены», записывались у Сэйфа дома, на тот момент это была единственная мне знакомая студия. Там и поступило приглашение – записали несколько трэков, и тут мне одноклассники говорят, мол, не гони, давай с нами, вот и все.
– Кто снял и смонтировал ваш первый клип «По любому вместе»?
– Клип сняли сами, Данкил был в роли оператора, Дзе – монтажера, причем монтировали в программе «Windows movie maker». Просто случай подвернулся, попалась в руки цифровая камера, в те времена это была большая редкость, вот и решили не упускать возможность.
– С момента вашего дисса на «Urban rhyme» прошло уже 7 лет. В каких вы сейчас отношениях, подружились или до сих пор враги?
– Да о вражде не может быть и речи. Тот дисс по большей степени ребячество и сейчас его вспоминать-то уже смешно. После дисса неоднократно пересекались с Гриффом, нормально общались, читали в одном трэке на альбоме «Общество мертвых поэтов».
– Чем сейчас занимаешься? Какие планы на будущее в плане творчества?
– Работаю в сфере торговли, также плотно занимаюсь спортом: баскетбол и мини-футбол. А в плане творчества, как говорится, огонь давно потух. Последний раз я записывался наверно года 3 назад, если не больше. Хотя иногда появляется желание послушать себя.
В 2005 году я выступал в КЦ СВФУ на одном рэп-концерте. За день до этого, на меня напало 7 хулиганов, я еле их одолел, – в итоге нос был сломан, губы разбиты и под глазами красовались фингалы. Это не помешало мне выйти на сцену и зачитать новый трэк. После выступления меня похвалить подошел только один человек – Иосиф.
– В каком году тебя взяли в «Обратную сторону»? Как познакомился с ребятами?
– Мне было лет 18, я работал на кладбище, делал портреты и как-то пришел в клуб «Стелс» где познакомился с Данкилом. Пригласил всех к себе, так мы и подружились, а через год мы уже взяли первое место на рэп-концерте «Black&White».
– В совместном трэке Дза-Дзе с Гриффом «Угарный мотив» ты зачитал в припеве на армянском языке, применял ли ты где-нибудь еще подобную практику?
– Применял, но это так и осталось на стадии разработки, хотя я думал продолжить, просто не знаю, какая будет реакция слушателей на иностранную культуру.
– Ты переехал в Питер из-за того, что там больше возможностей в плане хип-хопа или из-за того, что там дешевая наркота?
– Думаю, одно другому не мешает.
– Сколько лет ты колешься героином? Почему решил попробовать и есть ли желание бросить?
– Это дезинформация, я никогда не кололся героином, было время, мы немного баловались чем-то природным, но это осталось в прошлом.
– Расскажи, чем сейчас занимаешься, какие планы поставил на 2012 год?
– Я думаю, вы скоро все услышите, я готовлю альбомчик, но этот продукт только для тех, кто хоть что-то смыслит в хип-хопе.
В 2006 году я еще курил сигареты и частенько заходил к соседу по имени Мрачо, у него в подъезде мы с ним вместе сидели на перилах, разговаривали о рэпе и курили. Как-то на этаже появились новые соседи, мимо нас постоянно проходил молодой парень, которого я однажды видел с микрофоном в руке на разогреве группы «Каста», когда они приезжали в Якутск во второй раз. Это был Тикур.
– До вступления в ряды «ОС» ты читал в составе группы «Сопротивление», расскажи о своих ранних проектах.
– Начиная с 2000-х начал увлекаться хип-хопом, в 2002 взял микрофон в руки и понеслось. Было много групп (одна за другой они печально распадались) со мной было много разных MC, но со временем один за другим стали покидать эту сферу. В итоге был момент, когда в конце концов я стал думать что «все». Не было студии, не было музыки, не было всего того, и всех тех, в кого и во что я верил. И вот тогда я познакомился с Данкилом, дальше-больше, со временем я вступил в семью, так сказать в ряды лучших. В 2007 году я стал участником группы «Обратная сторона», на тот момент все это не было так официально: мы вместе тусили, проводили время, выступали, и так незаметно для себя я стал одним из MC одной из сильнейших групп Якутии.
– Ходят слухи, что большую часть твоих куплетов в составе «ОС» написал Дза-Дзе. Это правда?
– В переломный момент, когда все мои так сказать прошлые группы распались, я перестал читать и на момент знакомства с «ОС» я не писал уже больше года, вот тогда он мне и помогал в написании, но делали мы это вместе, да, было пару раз, за что Дзе большое спасибо. В дальнейшем все мои рифмы шли и идут только строго с моей головы.
– В своем сольном альбоме ты очень часто упоминаешь фразу «два икса». Это значит хип-хоп или что-то другое? И что для тебя значит хип-хоп?
– Именно хип-хоп, так как это мой первый альбом, в нем я проявил дань уважения именно этой культуре и, может быть, даже слишком часто упоминал о ней в трэках. Для меня хип-хоп это в первую очередь музыка, музыка для души, для моей души, естественно.
– Как ты считаешь, чтобы стать известным в центре России, надо обязательно туда лететь или же все-таки можно вещать отсюда и иметь такой же успех?
– Могу сказать то, что без определенных контактов это почти невозможно, но ведь невозможное возможно.
– Расскажи о своей недавней поездке в СПб. Ты туда ездил просто отдохнуть или записываться на студиях и выступать на местных площадках?
– В первую очередь я ехал осмотреться, присмотреть жилье, т.к. мой период пребывания там был довольно коротким. За это время я успел увидеться со всеми, с кем хотел. Потусил в «TG», но выступить не удалось, в этот день замес был с микрофонами.
Помню, у этого пацана была такая же белая бандана, как у меня, – Jazz-Lu.
– Расскажи о своем предыдущем проекте «Говорящие ветры». Почему вы распались?
– Группа «Говорящие ветры» основалась в 2000 году и состояла из 4-х человек. Проект был довольно успешным, но получилась так, что кто-то уехал учиться в другой город, у кого-то просто пропал интерес, а мы с Шугой продолжили творить, делаем это и по сей день, только уже в составе группы «Обратная сторона».
– Ты играешь на каждом «Тонг-джазе». Делаешь это ради интереса или эта твоя работа?
– Это моя работа. Я вообще люблю играть и слушать джаз, мне нравится свободный стиль.
– Вопрос тебе, как пока что единственному семейному рэперу из «ОС»: можно ли прокормить семью, занимаясь только хип-хопом?
– Лично я не зарабатываю рэпом и последнее время почти не выступаю, просто пишу куплеты и записываю их на студии. А так конечно можно, все зависит от человека, люди миллионы на этом зарабатывают.
– На первом сборнике «РЭП-Передоз», в трэке «Мир городам», твой куплет заканчивается строчкой – «KICK-RECords – дорога от рэпа к политике». Какую партию поддерживаешь, и за кого будешь голосовать 4 марта?
– Если честно, я вообще не хожу на выборы, думаю у каждого человека своя политика.
– У тебя уже есть сольный альбом, планируешь ли второй? И вообще, какие планы в плане рэпа?
– Второй альбом по любому будет. Только вот не знаю когда – время покажет. Пока мы работаем над новым альбомом группы «Обратная сторона».
Когда я со своим другом детства Мрачо тусил на Хатынг-Юряхе, он рассказывал о каких-то рэперах-музыкантах из канадской деревни, с которыми собирается записать совместный трэк. Одного из них звали Шуга.
– Ты профессиональный музыкант, играл в Государственном ансамбле скрипачей РС(Я) «Виртуозы Якутии», объезжая весь мир с гастролями, покоряя одну творческую вершину за другой. Почему ушел в рэп?
– Все началось со школьной скамьи, когда я впервые послушал 2pac`a и после этого я начал работать на два фронта. Писал рэп и играл, но дальше в моей жизни стало больше рэпа, так как мне казалось, что на скрипке я играю произведения известных или неизвестных, но не моих произведений, а рэп это то, что у меня в душе. И я стал отдаляться от скрипки, но потом понял, что мой рэп без скрипки не может существовать. Сейчас я работаю в оркестре ГТОиБ – выступаю и скрипка всегда со мной.
– Летом 2004 года ваша группа «Говорящие ветры» взяла первое место на фестивале «Summer hip-hop» обойдя «ОС» в классическом составе, после чего Nel с Данкилом нелестно отзывались о вас в своем фристайле. Как получилось, что позже вы начали читать вместе?
– Так получилось, после драки дружба еще крепче. Уехал Нэл, потом ушел Нэйпос, мы начали хорошо общаться с Данкилом и решили, что надо делать рэп вместе и вот уже идет 7-й год нашего совместного творчества.
– Расскажи о своей поездке в Москву в 2008 году, когда ты оправился туда с билетом в один конец, без денег в кармане при этом никого там не зная. Где жил? С кем общался?
– В 2008 году нас пригласили в Москву на хип-хоп фестиваль, там мы познакомились с местными рэперами. Позже, осенью того же года, я взял скрипку и полетел в Москву. И был удивлен тому, что те самые местные рэперы встретили меня и приняли по высшему уровню.
– С 2011 года «ОС» начали выпускать трэки, где ты поешь в припевах и даже в куплетах. Что это – мэйнстрим-ход или ты решил использовать талант на максимум?
– Это не мэйнстрим-ход, я не думал, как мне использовать свой талант. Просто как-то мы с Тикуром сидели и непроизвольно пришла идея использовать свой вокал чаще, первый опыт дал свои плоды – трэк «Остановись время» просто взорвал.
– Почему не пишешь музыку сам? Или хотя бы не играешь на скрипке в трэках «Обратной стороны»?
– Играю, и довольно часто. Во многих трэках играл вживую, сейчас и не вспомню в каких именно, но у Lu в альбоме в двух темах точно сыграл.